|
Культурология XX век энциклопедия
Том первый А-Л
Санкт-Петербург, |
В 1936-50 гг. в рамках этнографических исследований жителей Бали у М. складывается новое отношение к архаическим ритуалам - как к специфическим проявлениям универсального космического чувства, лежащего в основе всех религий, в том числе и христианства. В это время М. вместе с Р. Бенедикт организует сравнительное исследование типов национальных характеров, направленное на преодоление культурных стереотипов.
Занявшись теорией национального характера, М. сблизилась с представителями неофрейдистской школы "культура и личность". М. подсказала английскому этнографу Дж. Гореру идею связать особенности русского национального характера с принятой в русских семьях практикой длительного тугого пеленания младенцев, под влиянием которого у детей якобы формируется привычка к терпению и послушанию. Хотя М. отрицала прямую причинную связь между способами ухода за ребенком и типом культуры, "пеленочный детерминизм" вошел в историю науки как пример механицизма.
В истории культуры М. различает три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся у своих предков; конфигуративные, в которых и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей. Концепция М. схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социальность развития, подчеркивает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, но и молодежную интерпретацию современной ситуации, влияющую на старшее поколение.
Значительный общественный резонанс получила написанная М. совместно с Дж. Болдуином книга о расовых предрассудках и ряд публикаций - исследований об американских индейцах, разрушающих сложившийся в массовом сознании образ "дикаря". В 60-х гг. под впечатлением нигилистических тенденций контркультурного движения молодежи М. отказалась от этической концепции функционализма, критикуя свои ранние труды за абсолютную релятивизацию понятий добра и зла. Теоретические и культурологические исследования М. кумулируются в утопическом проекте создания всемирной "культуры участия". На первом этапе, по ее мнению, должно быть реализовано семиотическое единство человечества, т.е. созданы универсальная система графов, единый геофизический календарь и т.п.; на втором - выработан единый язык.
Переход к этой "живой утопии" М. мыслит как результат двух "тихих революций": технологической модернизации "третьего мира" и "революции метафор" в развитом мире, в ходе которой соблазнительный демонизм понятия "ад" вытеснится живым образом "рая", созданным из архаичных мифов, детских фантазий и плодов творчества экуменической элиты. Эта революция приведет к созданию новой человеческой генерации, ориентированной на рай. Единицей общежития в новой культуре должен стать "очаг средней величины", который больше, чем нуклеарная семья, но меньше, чем родовой клан. Духовное существование его должно обеспечиваться сочетанием литургической соборности и либеральными ценностями индивидуализма.
Идеи М. продолжают оказывать серьезное влияние на этнографические и культурологические исследования, а также на социологическую школу символического интеракционизма, хотя и подвергаются критике за апологетичность в анализе примитивных культур.
Сочинения:
В.А. Чаликова