Культурология XX век
энциклопедия

Том первый А-Л
Том второй М-Я

Санкт-Петербург,
Университетская книга, 1998


     МИД (Mead) Маргарет (1901-1978) - американский антрополог, профессор Нью-Йоркского, Йельского, Колумбийского университетов, видный деятель пацифистского, антирасового, экологического и экуменического движений. Ученица Боаса и Бенедикт, М. развивала ведущую проблему этой школы - "культура и личность" - по трем направлениям: исследование проблем социализации детей, культурного смысла сексуальных ролей, социального и культурного измерения личности. Центральным для концепции М. является утверждение, что культурный характер есть совокупность закономерностей психической жизни, обусловленных культурой. Эмпирия, основа этой концепции - двадцатипятилетние полевые исследования М. архаических культур с применением проективных тестов, фото- и киноописаний. Исходные мировоззренческие и теоретические установки М. включают: По результатам своей первой экспедиции в на о. Тау (Самоа) М. опубликовала материал, ставший научной сенсацией - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодежи на Западе имеют чисто социальные источники. В 1931-33 гг. на основании сравнительного изучения трех племен Новой Гвинеи М. выдвинула гипотезу о зависимости сексуального поведения от принципов культуры и, следовательно, об относительности норм сексуального поведения, которая оказала огромное влияние на идеологию феминизма.

В 1936-50 гг. в рамках этнографических исследований жителей Бали у М. складывается новое отношение к архаическим ритуалам - как к специфическим проявлениям универсального космического чувства, лежащего в основе всех религий, в том числе и христианства. В это время М. вместе с Р. Бенедикт организует сравнительное исследование типов национальных характеров, направленное на преодоление культурных стереотипов.

Занявшись теорией национального характера, М. сблизилась с представителями неофрейдистской школы "культура и личность". М. подсказала английскому этнографу Дж. Гореру идею связать особенности русского национального характера с принятой в русских семьях практикой длительного тугого пеленания младенцев, под влиянием которого у детей якобы формируется привычка к терпению и послушанию. Хотя М. отрицала прямую причинную связь между способами ухода за ребенком и типом культуры, "пеленочный детерминизм" вошел в историю науки как пример механицизма.

В истории культуры М. различает три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся у своих предков; конфигуративные, в которых и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей. Концепция М. схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социальность развития, подчеркивает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, но и молодежную интерпретацию современной ситуации, влияющую на старшее поколение.

Значительный общественный резонанс получила написанная М. совместно с Дж. Болдуином книга о расовых предрассудках и ряд публикаций - исследований об американских индейцах, разрушающих сложившийся в массовом сознании образ "дикаря". В 60-х гг. под впечатлением нигилистических тенденций контркультурного движения молодежи М. отказалась от этической концепции функционализма, критикуя свои ранние труды за абсолютную релятивизацию понятий добра и зла. Теоретические и культурологические исследования М. кумулируются в утопическом проекте создания всемирной "культуры участия". На первом этапе, по ее мнению, должно быть реализовано семиотическое единство человечества, т.е. созданы универсальная система графов, единый геофизический календарь и т.п.; на втором - выработан единый язык.

Переход к этой "живой утопии" М. мыслит как результат двух "тихих революций": технологической модернизации "третьего мира" и "революции метафор" в развитом мире, в ходе которой соблазнительный демонизм понятия "ад" вытеснится живым образом "рая", созданным из архаичных мифов, детских фантазий и плодов творчества экуменической элиты. Эта революция приведет к созданию новой человеческой генерации, ориентированной на рай. Единицей общежития в новой культуре должен стать "очаг средней величины", который больше, чем нуклеарная семья, но меньше, чем родовой клан. Духовное существование его должно обеспечиваться сочетанием литургической соборности и либеральными ценностями индивидуализма.

Идеи М. продолжают оказывать серьезное влияние на этнографические и культурологические исследования, а также на социологическую школу символического интеракционизма, хотя и подвергаются критике за апологетичность в анализе примитивных культур.

Сочинения:

Литература:

В.А. Чаликова


 

Хостинг от uCoz